Точка отсчета строительства атомного подводного флота

24 сентября 2015 года исполнилось 60 лет со дня закладки первой отечественной атомной подводной лодки «Ленинский комсомол» на заводе №402 (сейчас ОАО «ПО «Севмаш»). Это событие открыло новую эпоху в развитии отечественного флота и судостроения.

24 сентября 1955 года в сборочно-стапельном цехе (№42) в обстановке строгой секретности состоялась торжественная церемония закладки первой в СССР подводной лодки с атомной энергетической установкой (пр. 627). Рабочие чертежи пр.627, разработанные в СКБ-143 (СПМБМ «Малахит»), руководимом инженер-капитаном 1 ранга В.Н. Перегудовым, начали поступать на завод в начале лета 1954 года. Заводу предстояло сыграть основную роль в решении инженерной задачи, сопоставимой по своей сложности разве что с созданием первых космических кораблей. Ответственным сдатчиком назначили Н.Н. Довганя, сдаточным механиком И.Д. Осипова.

Приказом министра судостроительной промышленности от 3 июля 1954 года определялся целый перечень мероприятий, направленных на то, чтобы изолировать постройку корабля от остальных строившихся на заводе объектов. Это касалось и материалов прочных конструкций для обеспечения заданной предельной глубины погружения, в полтора раза превышавшей аналогичные параметры строившихся ранее ПЛ. Институтом металлургии и сварки отрасли была разработана высокопрочная сталь новой марки. Круг инженерно-технических работников, привлекавшихся к постройке заказа, был строго ограничен. Общее техническое руководство строительством ПЛ осуществлял особый отдел (10 человек).

Безусловно, строительство корабля шло непросто, но с энтузиазмом. Вот как вспоминал об этом представитель по схемам специального контроля О.Е. Загайнов: «Мы работали самоотверженно и вдохновенно, постигая на практике азы «атомной» науки, внося посильный вклад в ее совершенствование. Сильное впечатление на нас оказывало присутствие ведущих конструкторов – авторов первой ГЭУ и ее систем во главе с академиком Анатолием Петровичем Александровым. Он внушал нам почтение к своему детищу, требовал творческого, конструктивного подхода к решению возникающих технических вопросов». О периоде строительства первой АПЛ почетный ветеран предприятия В.А. Горбунов рассказывал: «Коллектив цеха работал напряженно, с огромным энтузиазмом. Большой транспарант над проходной цеха: «Не выполнив задание, домой не уходи!» – в полной мере характеризовал обстановку тех дней».

Несмотря на то, что пришлось осваивать новые виды сварки, работы по формированию корпуса на стапеле шли довольно успешно, что позволило уже в конце 1955 года провести гидравлические испытания, подтвердившие прочность конструкции и высокое качество работы. А в 1957 году ее вывели из цеха.

…Первая атомная подлодка была передана флоту 17 декабря 1958 года. У «Ленинского комсомола» сложная судьба, в которой было место и героическим достижениям, и трагическим событиям. В 1961 году подлодка ушла в Атлантический океан на первую боевую службу. В июле 1962-го впервые в истории Советского Военно-морского флота корабль под командованием Л.М. Жильцова совершил длительный поход подо льдами Северного Ледовитого океана, во время которого дважды прошла точку Северного полюса. 17 июля 1962 года впервые в истории советского подводного флота всплыла около Северного полюса. 8 сентября 1967 года на «Ленинском комсомольце» при нахождении на боевом дежурстве возник пожар. Погибло 39 подводников. Подлодка самостоятельно вернулась в базу.

Всего первая атомная выполнила 5 автономных походов за боевую службу. 14 марта 1989 года была выведена из боевого состава.

 

Пресс-служба ОАО «ПО «Севмаш»

24.09.2018 в 20:47