Цитаты

Наш первый корабль с атомной энергетической установкой продемонстрировал прекрасные качества по всем статьям; он был сработан, как сейчас принято говорить, «на уровне мировых стандартов»

В.Я. Бабивский, конструктор СПМБМ «Малахит»

«Мы не знали, над каким проектом работаем. И даже спрашивать ни у кого было нельзя, а тем более вести записи. Многие виды документации разрабатывались впервые. И по чертежам этот корабль был необычным».

Р.А. Ануфриев, специалист 4-го отдела Севмаша, участник строительства 1-й АПЛ

Строительство подводной лодки поручили заводу №402 МСП в Молотовске (ныне Северодвинск). Строительство предусматривалось на специально организованной автономной верфи. Для этого срочно велись работы по возведению цеха – стапеля, участков сборки корпусных конструкций, спускового комплекса и вспомогательных производств на базе ранее начатого и в 1940-х годах законсервированного строительства цеха сборки башенных установок для линкоров и крейсеров – цеха №42.

Б.К. Разлетов, конструктор СПМБМ «Малахит»

Требовалась предельная концентрация знаний, интеллекта, опыта, интуиции и, наконец, гражданского мужества, чтобы сделать эти первые шаги, сделать их в правильном направлении, ибо они определяли не только облик ПЛ, но и будущее ВМФ, а может быть, и судьбу страны.

В.А. Остапенко, конструктор СПМБМ «Малахит»

«Изюминка «Ленинского комсомола» была в энергетике. Над технологией паропроизводящей установки работало только два человека: Роберт Крылов и я. В связи с чрезвычайной секретностью других людей на этот участок не брали»

Р.А. Ануфриев, специалист 4-го отдела Севмаша, участник строительства 1-й АПЛ

В ходе строительства атомохода были использованы самые передовые технологии. Мы понимали, что должны были смотреть вперед, в будущее, чтобы к концу строительства атомная подлодка оставалась самой современной. АПЛ «Ленинский комсомол» прослужила флоту 30 лет – на пять лет больше, чем конструкторы планировали изначально.

Р.А. Шмаков, начальник сектора СПМБМ «Малахит»

Все приходилось создавать впервые, не имея аналогов и прототипов, руководящих и нормативных документов, установленных правил и требований. Поэтому при решении всех вопросов руководствовались здравым смыслом, физическими законами, реальными возможностями промышленности, пытаясь в максимальной степени изучить и использовать хоть и малый, но все же опыт развития отечественной атомной энергетики.

В.А. Остапенко, конструктор СПМБМ «Малахит»

Все приходилось создавать впервые, не имея аналогов и прототипов, руководящих и нормативных документов, установленных правил и требований. Поэтому при решении всех вопросов руководствовались здравым смыслом, физическими законами, реальными возможностями промышленности, пытаясь в максимальной степени изучить и использовать хоть и малый, но все же опыт развития отечественной атомной энергетики.

В.А. Остапенко, конструктор СПМБМ «Малахит»

«Как идут дела на строительстве АПЛ, директору Евгению Егорову докладывали каждый день»

Р.А. Ануфриев, специалист 4-го отдела Севмаша, участник строительства 1-й АПЛ

Первая атомная лодка, первый в стране атомный проект – это нечто невероятное, созданное Советским Союзом сразу после войны. Мы обязаны восстановить этот корабль и сделать из него музей.

О.В. Бурцев, командир АПЛ «Ленинский комсомол»

Подводная лодка – столь дорогое и сложное инженерно-техническое сооружение, что не допускает изготовления даже одного (не говоря уже о двух-трех) опытного образца, на котором можно было бы до его полного износа производить испытания и обкатку всех принятых решений, а затем приступать к серийному производству. Как известно, даже первая ПЛ, как бы ее ни называли – опытная или головная (название лишь определяет объем и длительность испытаний), после завершения испытаний должна войти в состав ВМФ в качестве действующего боевого корабля.

В.А. Остапенко, конструктор СПМБМ «Малахит»

«Первый пар на атомной подводной лодке пустили у причала завода. На этом событии присутствовал научный руководитель атомохода Анатолий Александров»

Р.А. Ануфриев, специалист 4-го отдела Севмаша, участник строительства 1-й АПЛ

Задача, поставленная правительством при создании специального конструкторского бюро, была успешно решена – атомная ПЛ совершила революционный прорыв в подводном кораблестроении. Дорога была открыта.

В.А. Остапенко, конструктор СПМБМ «Малахит»

«Строили первую атомную со всей ответственностью. Я как старшина знал: если дал задание, то оно должно быть выполнено. При любых обстоятельствах, в любое время. Культура производства на заводе высочайшая»

Л.А. Панов, бригадир слесарей-монтажников цеха 42 Севмаша, участник строительства 1-й АПЛ

«Одна из главных характеристик первой атомной подводной лодки – увеличенная, по сравнению с дизель-электрическими подводными лодками, глубина погружения. В программе испытаний корабля стояло погружение на недосягаемую для того времени глубину – 300 метров. Это было серьезнейшим испытанием на прочность»

Л.А. Панов, бригадир слесарей-монтажников цеха 42 Севмаша, участник строительства 1-й АПЛ

Первоначально основной задачей экспериментальной АПЛ являлось нанесение удара по прибрежным районам вероятного противника. Для этого на АПЛ намечалось установка одной большой торпеды, несущей заряд огромной мощности.

Б.К. Разлетов, конструктор СПМБМ «Малахит»

«В процессе строительства первой атомной подводной лодки были предприняты беспрецедентные меры секретности. Первый и единственный раз все рабочие чертежи корпуса имели гриф «секретно». Технологические операции, относящиеся к корпусу корабля, шифровались»

Л.Г. Шмигельский, инженер-кораблестроитель Севмаша, участник строительства 1-й АПЛ

Все приходилось создавать впервые, не имея аналогов и прототипов, руководящих и нормативных документов, установленных правил и требований. Поэтому при решении всех вопросов руководствовались здравым смыслом, физическими законами, реальными возможностями промышленности, пытаясь в максимальной степени изучить и использовать хоть и малый, но все же опыт развития отечественной атомной энергетики.

В.А. Остапенко, конструктор СПМБМ «Малахит»

«Впервые для прочного корпуса и конструкций применили высокопрочную сталь АК-25. Определенные условия при конструировании отдельных узлов накладывали на ее сварку особые требования»

Л.Г. Шмигельский, инженер-кораблестроитель Севмаша, участник строительства 1-й АПЛ

«Мы не знали, что первой атомной подводной лодке предстоит такое ответственное задание – первый в истории отечественного флота поход к Северному полюсу».

П.А. Шипов, мастер монтажных работ цеха 42 Севмаша, участник строительства 1-й АПЛ